Изготовление сувениров из полимерной глины
Все мы в детстве лепили фигурки из пластилина. Это занятие является обязательным в программе детского творчества в детских садах и школе. Оно позволяет развивать фантазию и мелкую моторику рук. Последняя, как известно, напрямую связана с интеллектуальными способностями. Т.е. лепка способствует не только творческому самовыражению, но и улучшение умственной деятельности.
Но зачем таким заниматься взрослому человеку, спросите вы, в детстве не наигрался? Весьма закономерный вопрос. Во-первых, да, я не наигрался. В дошкольном возрасте я был, как и все дети, ветреным и разбрасывал пластилин по всей квартире, очень часто труды моего творчества оказывались под ногами у родителей. Во-вторых, это хорошая возможность удовлетворить свои творческие потребности и вспомнить детство. Ну а в-третьих, это очень простое и весёлое хобби, в результате которого получаешь не только моральное удовлетворение, но и осязаемые результаты своего труда.
Итак, возвращаемся в детство и берёмся за пластилин? Не совсем. У пластилина есть один большой недостаток – невозможность сохранять форму изделия. К счастью, уже давно придуманы и широко доступны материалы, затвердевающие после их использования. Одним из таких является полимерная глина, или по-другому — пластика. Впервые я узнал о ней чисто случайно на одном компьютерном форуме в разделе галерея, где пользователи делились трудами своего творчества. Именно тогда мне запала в голову идея заняться изготовлением различных фигурок, которые невозможно найти в продаже.
Что же такое пластика и откуда она взялась? Википедия говорит нам, что [1]:
Полиме́рная гли́на (также, пла́стик или пла́стика) — пластичный материал для лепки небольших изделий (украшений, скульптурок, кукол) и моделирования, застывающий на воздухе или при нагревании (в зависимости от вида пластики). Появление полимерной глины в широкой продаже началось в 1964 году, когда появилась торговая марка Fimo. В начале 1930-х, в Германии инициативная женщина Фифи Ребиндер разработала и выпустила глину, которую назвала Фифи Мозаик. Глина была предназначена для изготовления голов кукол. В 1964 году Ребиндер продала формулу этой глины Эберхарду Фаберу (EberhardFaber), который «развил» ее во всемирно известную в настоящее время марку ФИМО (Fimo).
Существует множество видов и марок пластики. Я использую дешёвый ноунейм, скорее всего изготовленный по лицензии Fimo. Она становится очень мягкой при разминании и затвердевает при нагревании до 90 – 100 градусов. Термическую обработку лучше производить в духовке. При этом важно соблюдать температурный режим, иначе при перегреве могут начать образовываться вредные вещества. При следовании рекомендациям из инструкции пластика абсолютно нетоксична и даже одобрена для использования детьми. Возможен и второй способ термообработки — погружение в кипяток и варка в течении 5 – 10 минут. Но он имеет один существенный недостаток — появление белёсого налёта на поверхности изделия. Я использую для варки жестяную банку от кофе, а затем снимаю налёт с помощью лезвия и мелкой наждачной бумаги.
Глина бывает бесцветной и с добавлением красителя, матовая и полупрозрачная, обычная и флуоресцентная (у последней более «ядовитые» цвета). Готовые изделия можно красить с помощью акриловых красок и лаков, что позволяет придать им блеск и необычные эффекты (например, позолоту или сымитировать почерневшее серебро). Я использовал пока лишь цветную пластику, в дальнейшем планирую заняться монотонной.
Коротко расскажу об основных техниках, которые применяются при работе.
- Мраморная техника представляет собой простое смешивание двух или более кусков различных цветов. Конечный результат непредсказуем и получается похожим на структуру мрамора, откуда и получил своё название.
- Смесь Скиннер – создание градиентов из двух и более цветов. Довольно долгое занятие для тех, у кого нет паста-машины. Суть ее заключается в том, что куски двух цветов раскатываются в равные квадратные пластины, складываются по диагонали (чтобы получился треугольник) и прикладываются друг к другу (в итоге имеем двухцветный квадрат с разделом цветов по диагонали). Затем это квадрат складывается пополам и снова раскатывается. Повторяя последнюю процедуру большое количество раз (обычно около 20) в результате получаем равномерный градиент.
- Метод Cane (колбаса) заключается в получении цилиндра с торцевым рисунком по всей длине. Разрезая такой цилиндр поперёк, получаем монетки с одним и тем же узором или рисунком. Техника довольно проста. Создаётся рисунок из цилиндров различных диаметров и цветов, но обязательно одной и той же длины (лишние края потом обрезаются). Это чем-то напоминает связку хвороста. Пустые места заполняются любым цветом для придания связке цилиндрической формы. Затем вся эта колбаса раскатывается до нужно диаметра.
А теперь рассмотрим, какие инструменты используются при работе с пластикой. Во-первых, вам понадобится рабочая поверхность. Для этих целей лучше всего использовать стеклянную пластину. Я ограничился старыми CD дисками, но поверхность у них маленькая. Лезвие или канцелярский нож. Иголка или зубочистка для нанесения мелкого рисунка. Шило для проделывания отверстий. Всевозможные формочки или любые подручные предметы с интересным рельефом. При работе на изделиях остаются отпечатки ваших пальцев, поэтому я рекомендую надевать латексные перчатки. Разогретая глина очень быстро прилипает к рабочей поверхности.
Хинт: смажьте поверхность глицерином, это уменьшить ваши проблемы.
Хинт2: Готовые или недоделанные фигурки можно поместить в холодильник или морозилку для застывания, а потом, когда появится время, запекать.
Паста машина, или в простонародье — лапшерезка. Она необходима для раскатывания пластов. Если её нет, тогда придётся ообходиться подручными средствами. У меня такой нет, приходится пользоваться маркером или любой попавшей под руку цилиндрической поверхностью :(
В качестве примеров моих работ я приведу всего лишь пару. К сожалению, у меня нет возможности качественно заснять весь процесс и конечные результаты моей работы. Поэтому сильно не ругайте :)
Ниже представлен мой набор пластики, который я приобрёл совсем недавно на рынке.
Логотип OpenSuse
Так как моим любимым дистрибутивом Linux на данный момент является OpenSuse, я решил сделать себе фанатский подарок. Т.к. у меня было два зелёных цвета — один из набора флюоресцентных, а второй малахитовый, и оба они не соответствовали реальному цвету Geeko, пришлось их хорошенько смешать. Затем я раскатал шарик на поверхности болванки до требуемой толшины, взял канцелярский нож и начал вырезать очертания героя.
Все основные очертания и контуры были вырезаны ножом. Глаз был проделан стержнем от обычной шариковой ручки. Самым сложным было сделать хвост, ведь он должен быть закручен спиралью. Здесь я подошел по-другому: сделал ровный хвост и зарутил его в спираль. Занятие не особо простое, т.к. пластика всё время норовит потерять форму. Варил я его на медленном огне в банке из-под кофе, надетым за глаз на крюк >_< Ничего, выжил :)
После этого я его шлифовал мелкой наждачной бумагой, а для придания блеска обратной стороной кусочка кожи. Тогда я понял недостаток такого метода: во время полировки отломал хвост, пришлось клеить.
Страшнокот
На самом деле, это должен был получиться чеширский кот из сказки об Алисе в стране чудес. И он даже вроде как получался. Но конечный результат показал его истинное лицо.
О самом процессе создания. Используется глина двух цветов: чёрного и полупрозрачная белая. Из чёрной вырезается всё туловище, удаляются кусочки. где у кота будут полоски на спине. На их место вставляется белая пластика.
Здесь я уже использовал металлический каркас для хвоста и сделал петельку для подвешивания. Обратите внимание, что при нагревании металл расширяется, поэтому, если вы согнули проволоку в скобу, она может разломать ваше изделие. Имелся горький опыт :(
Ну, и на завершающем фото уже конечный результат (качество ужасно, я знаю)
Кстати, насчёт тыковки. Здесь есть хороший урок, как сделать очень симпатичную тыкву.
Ссылки
- Википедия — свободная энциклопедия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/..